"Как избежать детско - родительских конфликтов"
Рекомендации для родителей по предупреждению
детско-родительских конфликтов с подростками
Для общения в семье с подростком можно выделить три основные цели:
- оказание поддержки ребенку;
- развитие взаимопонимания;
- целенаправленное воздействие.
В соответствии с данными целями выделяются некоторые наиболее эффективные приемы.
Поддержка ребенка:
- основа формирования уверенности в себе у ваших детей;
- важный мотивирующий фактор учения и основа конструктивного взаимодействия с людьми вообще.
Можно использовать невербальные и вербальные способы поддержки:
- через рукопожатие;
- через взгляд;
- через прикосновение;
- через жест;
- через мимику;
- через объятия.
Поддерживая ребенка, взрослый, сосредотачиваясь на позитивных сторонах своего ребенка, помогает поверить ему в свои силы, способности.
Поддержка значительно отличается от похвалы. Когда мы хвалим ребенка, мы оцениваем положительно его успехи. Поддержка – знак внимания подростку тогда, когда он оказывается в ситуации неуспеха. Таким образом, родитель дает ребенку следующее послание: «Я верю в тебя, в твои способности, ты сумеешь преодолеть эту трудность», при этом, родитель опирается на его сильные стороны, а не подчеркивает промахи.
Это можно сделать, используя фразы: «Я горжусь тобой», «Помнишь, у тебя не получалось, а ты сумел справиться, значит и в этот раз получится», «На ошибках учатся» и тому подобное. Можно поддержать ребенка прикосновением, улыбкой.
Одним из самых эффективных способов поддержки является умение слушать своего ребенка. Для того чтобы правильно общаться с подростком, чтобы ему хотелось делиться своими трудностями, переживаниями, существует навык, называемый техникой активного слушания. Такая техника дает подростку ощущение собственной значимости, нужности, дает ему возможность выразить свои чувства, самому разобраться в сложившейся ситуации. Такая беседа между подростком и взрослым строится на равных, в чем подросшие дети нуждаются больше всего.
Для того чтобы слушать активно необходимо:
1. установить с ребенком контакт глазами. Такой контакт показывает подростку, что вам интересно то, что он говорит, вы в полном внимании.
2. используются вопросы на понимание того, о чем рассказывает подросток, помогающие прояснить его позицию без критики.
3. активное слушание предполагает парафраз, то есть перефразирование того, что вам сообщили. Парафраз помогает уточнить смысл сказанного: «Я правильно понял, что …?».
4. оно включает в себя «озвучивание» родителем чувства ребенка, например, «ты обижен на Петю» или «тебя огорчила эта ситуация», «ты чувствуешь себя растерянным».
Развитие взаимопонимания
Общение, направленное на развитие взаимопонимания — основа установления открытых доверительных взаимоотношений. Главные условия реализации общения, направленного на развитие взаимопонимания:
- ориентация на систему ценностей, картину мира ребенка;
- наличие понимающего безоценочного принятия личности ребенка;
- наличие собственной открытой позиции без стремления закрыться «маской силы и ума».
Основные техники:
- Вербализация, то есть пересказ сообщения ребенка («Правильно ли я понял, что с тобой случилось...»).
- Отражение эмоций, то есть высказывание предположения об эмоциональном состоянии ребенка («Мне кажется, тебе сейчас грустно...»).
- «Угу»-слушанье, то есть выслушать ребенка, подтверждая свою включенность в его рассказ различными знаками.
Целенаправленное воздействие
Целенаправленное воздействие — основа сознательного мотивирования подростков к изменениям.
Воздействие может быть авторитарным или неавторитарным.
Неавторитарные (неимперативные) средства воздействия:
1. Просьба («Не мог бы ты сделать...») – содействует повышению у подростка, которого о чем-то просят, собственной значимости.
2. Предложение, то есть предоставление возможности обсудить варианты разрешения проблем («Мне бы хотелось, чтобы ты поступил...»; «Может быть, имеет смысл поступить так...») – содействует повышению осознанности выбора поведения, принятию на себя ответственности за последствия выбора.
3. Убеждение, то есть обращение к имеющимся у подростка установкам и ценностям для доказательства собственной правоты и мотивирования к принятию решения – содействует формированию у детей внутренних мотиваторов желаемого поведения (действую не потому, что заставляют, а сам хочу).
Рассмотренные психотехники при правильном их использовании могут оказаться чрезвычайно эффективными для выстраивания новых, искренних отношений со своими детьми, такие отношения не задевают самолюбие подростка и обучают его конструктивному взаимодействию с людьми.