УМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ С НАШИМИ ДЕТЬМИ

УМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ С НАШИМИ ДЕТЬМИ

"Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований.

Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен".

 ЯНУШ КОРЧАК

Уважаемые родители!

У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым. Вы мечтали, чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным; а девочка –– обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой; умной; чтобы каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни.

Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не сложилось, то давайте вместе порассуждаем, отчего так произошло.

Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.

Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорить о дошкольниках, младших школьниках, подростках и старшеклассниках.

1. Дети 3-6 лет, по мнению ученых, переживают 1-й возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции "я сам". При этом они:

  • находятся в постоянном движении;
  • отличаются романтической привязанностью к родителям;
  • не делают различий между реальным миром и миром фантазий;
  • стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;
  • пытаются обращать на себя внимание, высказать свое мнение, как говорится, "везде вставляет свои 5 копеек";
  • испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;
  • интересуются: "Откуда я появился (ась)? А где я был (а) раньше?";
  • из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.

Как следует общаться с ребенком:

  • жалейте и любите своего малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте;
  • помогайте ребенку все делать самому;
  • проявляйте отзывчивость к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с вами поговорить;
  • растите его свободным, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;
  • наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребенка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом;
  • на все вопросы, даже "неудобные", отвечайте честно и откровенно. Если Вы "найдете" ребенка в капусте, или его "принесет аист", то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример.

Никогда

  • не опекайте ребенка излишне;
  • не заостряйте внимания на детских ссорах;
  • не используйте угрозы для достижения результата;
  • не наказывайте за качества личности, а только за действия;
  • не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту: повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?!

2. У ребенка 7-10 лет появляется ответственное и трудное занятие  –– учеба, а самым большим авторитетом становится учитель.  Кроме того, для детей этого возраста характерны:

  • копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
  • буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
  • стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
  • формирование первоначальных представлений о собственных правах;
  • повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками.

Как следует с ребенком обращаться:

  • помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
  • дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
  • узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;
  • аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите";
  • обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.

Никогда

  • не ревнуйте к авторитету учителя;
  • не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;
  • не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;
  • не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;
  • не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.

3. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:

  • тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
  • частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
  • повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
  • стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
  • отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
  • падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
  • демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться с подростком:

  • помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
  • выделяйте деньги на карманные расходы;
  • в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
  • объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
  • учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
  • будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда

  • не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
  • не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
  • не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
  • не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
  • не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
  • не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
  • не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.

В 15-18 летнем возрасте молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:

  • их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;
  • в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;
  • взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств;
  • большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;
  • интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.

Как следует с ребенком обращаться:

  • делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;
  • давайте в доме пристанище ребенку и его компании;
  • будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;
  • в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;
  • доказывайте ребенку, что он (а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.

Никогда

  • не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;
  • не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете "давить", то они сами придут к Вам со своими проблемами;
  • не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.

Помните, что дети учатся жить у жизни:

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

НО

  • если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  • если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Каждый ребенок имеет право

  • просить о помощи и эмоциональной поддержке;
  • иметь собственное мнение и убеждения;
  • совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;
  • говорить "нет, спасибо", "извините, нет";
  • побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;
  • добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.

Вместе с тем ребенок не обязан:

  • быть безупречным на 100%;
  • любить людей, приносящих ему вред;
  • извиняться за то, что был самим собой;
  • выбиваться из сил ради других;
  • чувствовать себя виноватым за свои желания;
  • выполнять неразумные требования;
  • нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.

(По К.Заслоффу)

 

Надеемся, что наши советы не были обременительны и навязчивы и желаем Вам успехов!

поделиться в: