Игры для развития тактильного восприятия

Консультации для воспитателей

Игры для развития тактильного восприятия

 

       Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.       Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

           

          Игры для развития осязания (тактильного восприятия)      К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Интересны ребенку игры с фальгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли. Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки. Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком. Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.     Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др. Дополнительные развивающие игры: "Поймай киску" Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др. "Чудесный мешочек" В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. "Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани) Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы. "Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет" Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д. "Узнай фигуру" На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же. "Узнай предмет по контуру" Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру. "Догадайся, что за предмет" На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их. "Найди пару" Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. "Что это?" Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл). "Собери матрешку" Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее. "Золушка" Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки. "Угадай, что внутри" Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

                Консультация учителя – дефектолога  для воспитателей

                          «Строительные игры в детском саду»

 

        Детские виды деятельности – игра, рисование и конструирование – имеют моделирующую природу: в ходе игры моделируются отношения людей, в рисовании – образы предметов. Моделирование проявляется в конструктивной деятельности при создании конструкций, являющихся моделями реальных предметов. Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность, с одной стороны служит отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой – значима для воспитания личностных качеств ребёнка и его поведения. Становление конструктивной деятельности начинается с воспитания интереса, заинтересованности в процессе и результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно развитие интереса к конструктивному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно – двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Дальнейшее развитие конструктивного вида деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством конструкций. Конструирование в специальном дошкольном образовательном учреждении тесно связано с содержанием других разделов программы: занятиями по сенсорному восприятию, ознакомлению с окружающим, обучению игре, изобразительной деятельностью, ручным трудом, развитием речи, социальным развитием, ознакомлением с художественной литературой.

      Во время проведения занятий проводится специальная работа по речевому развитию детей, что в свою очередь способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.

      В возрасте 4 – 5 лет, когда нормально развивающиеся дети с большим удовольствием играют со строительным материалом, создают постройки в ходе сюжетно – ролевых игр, малыши с общей интеллектуальной недостаточностью  только начинают знакомиться с предметными действиями. Со строительными деталями они часто ещё не знакомы, не понимают их значения, не умеют создавать узнаваемые конструкции предметов. Они перекладывают элементы строительных наборов, нагромождают их, нередко облизывают, пробуют «на зуб» и т.д. Конструктивные материалы привлекают их внимание на чрезвычайно короткое время: завладев ими, ребенок быстро теряет к ним интерес, поскольку не умеет правильно их использовать.

      Важной задачей обучения является умственное воспитание детей. Известно, что наиболее эффективно мышление развивается только в тех случаях, когда обучение направлено как на приобретение новых знаний и умений, так и на развитие способности использовать их в изменившихся условиях. Поэтому в ходе конструирования дети выполняют, знакомые задания с новыми видами конструктивных материалов, а также создают различные конструкции объектов, имеющих одно функциональное назначение (например, зданий).

      На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы), при этом он действует эмоционально, вызывая у детей ответный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментариями, насыщен игровыми моментами. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинают понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами. 

      Особое внимание необходимо  уделять формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображений, когда ребёнок не только строит, но тут же сразу зарисовывает, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображён в графической, аппликативной, конструктивной формах. Это помогает ребёнку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования образа предмета.

      Конструирование оказывается эффективным не только в самом начале обучения, но и в старших группах, особенно при знакомстве с восприятием – воспроизведением обобщённых моделей. Дети могут при этом видеть общие конструктивные, опорные особенности целой группы объектов, замечать различия, выделять индивидуальные черты каждой постройки. Именно то, что дети с общей интеллектуальной недостаточностью не замечают общих структурных компонентов класса предметов, приводит к однообразию создаваемых ими конструкций, к умению видоизменять их в связи с потребностями и содержанием игр.

      В связи с этим особенно важно педагогам проводить коррекционную работу, уделяя большое внимание выбору тематики конструирования. Все объекты, подлежащие дальнейшему конструированию, должны быть хорошо знакомы детям, иметь ярко выраженную игровую направленность и практическую необходимость (кукольная мебель, дома, улицы, дорога, туннель). Наблюдение за конструированием этих предметов, как и дальнейшее овладение, умением строить самим, помогает ребёнку с общей интеллектуальной недостаточностью  постигать функциональную сторону окружающего, что очень важно с коррекционной точки зрения.  В занятия по конструированию необходимо включать:

 

    -Игры на ознакомление с формой, так как форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих индивидуальный облик конкретного предмета. На 1 этапе происходит практическое ознакомление с формой (Д/и «катится – не катится»), на 2 этапе детей нужно учить таким действиям восприятия. Как соотнесение форм и выбор по образцу, соотнесение объёмных и плоскостных фигур.

    -Игры и упражнения на соотнесение реальных предметов с формами-эталонами. Важно сначала в качестве эталонов использовать объёмные фигуры, затем плоские (контурные). Для того чтобы дети запомнили названия фигур, указанных в программе, необходимо предусмотреть также игры на называние фигур. В ходе этих игр дети показывают их по названию, учатся диалогу, обращаясь с просьбой дать  определённую фигуру, опознают фигуры на ощупь, называя их.

 

 - Игры на ознакомление с отношениями по величине. Чтобы привлечь внимание ребёнка к величине предмета, сразу необходимо ввести сравнение по этому признаку.      Сначала выбор проводится на специально подобранных одинаковых предметах, например на матрёшках, шарах одного цвета, машинах, куклах. Главное условие выбора – наличие предметов, в которых величина является единственным различительным признаком. Затем используем элементы строительных наборов. В ходе ознакомительных игр внимание детей привлекается не только к длине, но и к объёму, толщине, высоте. Во всех случаях обязательно использовать практическую проверку правильности выбора. Рекомендуется в коррекционной работе проводить

игры на выбор по образцу, а также простейшие группировки. Сравнивая предметы, параллельно идёт работа по развитию и обогащению словарного запаса, возможность усвоения необходимых слов, отражающих отношения по величине: длиннее-короче; выше-ниже; больше-меньше.

 

   -Игры на ознакомление с пространственными отношениями. Игры такие можно разделить на 4 вида:

а) восприятие объемных образцов и воспроизведение на объемном материале.

б) восприятие объемных образцов и воспроизведение на плоскостном материале.

в) восприятие плоскостных образцов и воспроизведение на плоскостном материале.

г) восприятие плоскостных образцов и воспроизведение на объемном материале.

   

    На одном занятии можно сочетать различные виды восприятия – воспроизведения.

    Учитывая индивидуальные возможности и особенности детей опыт работы, показывает: что дети с общей интеллектуальной недостаточностью  способны при  особой организации  коррекционно – педагогического  воздействия и использовании специальных приёмов и методов  овладеть навыками конструктивной деятельности  в рамках программы (Екжанова Е.А.; Стребелева Е.А. «Коррекционно развивающее обучение и  воспитание») и добиться положительных результатов и позитивной динамики развития.

 

Литература:

  1. Гаврилушкина О.П. Конструирование /Дошкольное воспитание аномальных детей/ под редакцией Носковой Л.П. М/1993 г.

2.Екжанова Е.А.; Стребелева Е.А. «Коррекционно развивающее обучение и  воспитание». М/ 2003 г.

  1. Катаева А.А.; Стребелева Е.А. «Дошкольная олигофренопедагогика» М/1998 г.