Коррекционное занятие на снятие тревожности

03.05.2023

«Зачем мы здесь?». Этот вопрос задается каждому участнику занятий по очереди. В процессе обсуждения все участники сходятся на том, что в определенных ситуациях они испытывают эмоциональный дискомфорт, психологическое напряжение, страх.

Что это за ситуации? Участники по кругу приводят примеры проблемных ситуаций и показывают свое отношение к ним.

В конце обсуждения ведущий делает вывод о том, что у всех нас возникают порой ситуации психологического напряжения, в которых нужно справляться со своими переживаниями, но не всегда это получается. А предложенные занятия по психологии помогут нам научиться справляться с внутренним напряжением.

«Как преодолеть страх?» Ответ на этот вопрос ведущий и участники группы будут искать в течение занятия.

«Работа с телом»: изучение «телесной карты» страха.

  • как и где страх ощущается (стеснение дыхания, учащение сердцебиения, побледнение, покраснение, головокружение, дрожь, напряжение в мышцах)?
  • какие признаки самые постоянные?
  • какие возникают раньше, какие уходят позже?

Изучение может помочь в дальнейшем управлять своим состоянием. Попробуем сделать это прямо сейчас при помощи расслабления и нашей фантазии.

Релаксационное упражнение «Перышко»

Ведущий: Сядьте удобно, вытяните ноги, облокотитесь на спинку стула, закройте глазки. Представьте себе маленькое, мягкое перышко, оно такое нежное и легкое, что свободно парит в воздухе над вашим телом. Представьте, что перышко нежно, ласково прикасается к вашему лицу, начиная ото лба и вниз. Перышко гладит вас по лбу, по щекам, по подбородку. Мышцы лица расслаблены и наслаждаются мягкостью и нежностью прикосновения перышка. Перышко спускается вниз, к шее, к спине, проходит по позвоночнику, гладит руки, торс, ноги. Мышцы тела расслабляются, наслаждаясь нежностью прикосновений перышка. Во всем теле приятное расслабление, на душе покой и благоденствие. Внутренним взором внимательно осмотрите свое тело, где могли спрятаться страх или напряжение? Посмотрите на них со стороны, отстраненно, отрешенно, как будто вы сами по себе, а страх или напряжение само по себе. Еще раз пройдитесь по тем местам на теле, где могли спрятаться страх или напряжение, маленьким, мягким и нежным перышком, пусть мышцы расслабятся, напряжение постепенно уйдет, а страх станет меньше. Насладитесь приятным прикосновением легкого перышка, пусть душа наполнится умиротворением и покоем… Хорошо. Теперь постепенно возвращаемся обратно в класс, потихоньку открываем глазки. Как самочувствие?

«Работа с отношением к чувству страха».

Ведущий: Традиционно считается, что бояться – это плохо, особенно для мальчика, которому предстоит стать мужчиной, сильным и мужественным (чувство страха с понятиями силы и мужественности как-то не очень вяжется…), да и для девочки боязливый и трусливый образ не очень-то привлекателен. Негативное (плохое) отношение к страху приводит к тому, что человек начинает бояться, начинает прятать и маскировать чувство страха от окружающих, тем самым толкая его еще глубже к себе в душу, еще больше укореняя его там. Это получается, что при плохом отношении к чувству страха оно, это самое чувство, увеличивается вдвое? И это притом, что мы вроде как пытаемся от него избавиться? Получается нечто вроде замкнутого круга – чем больше борешься со страхом, тем он сильнее. Но как же из этого замкнутого круга выйти?

Я хочу прочитать один отрывок, в котором скрыт ответ на этот вопрос: В. Леви «Не бойся бояться»

«Ты имеешь право бояться. Страх свойственен живым, страх обычен. Твой страх – неважно, насколько он соответствует действительности, – оправдан уже тем, что он часть твоей жизни, твоя часть – как рука, как нога.

Но все-таки только часть – и ты сможешь, если только захочешь, управлять страхом. Как рукой, как ногой.

Ты можешь работать со своим страхом, можешь к нему приближаться рассматривать, можешь вести с ним разговор, можешь его понять.

Ты думаешь, что боишься (ответить… выступить… спросить…)

А я говорю: ты еще не умеешь бояться.

Бояться надо уметь – как машину водить, как зверей приручать. Страх твой – дикий пока еще, не приручен. Согласись с этим, и сразу тебе станет легче. Больше всего на свете мы боимся своего страха!

А ты разреши себе тревожиться и опасаться, не бойся бояться. И не считай стыдным показать это другим, будь это родители, учитель, приятели, друг, подруга: да, я боюсь, но я не боюсь этого показать. Это уже шаг к победе, и самый трудный!

Признание страха сразу сделает тебя если не смелее, то свободнее и уже – увереннее! – Страх есть – вот он, страх, на виду, и сейчас мы будем с ним разговаривать, будем его приручать…

Ведь любой страх – величина переменная. Любой страх может занимать в тебе больше места, а может – меньше. И ты можешь сказать себе: страх – часть меня, и в каких-то пределах я могу его увеличивать и уменьшать, разжимать и сжимать – как кулак, как грудную клетку. Пока еще страх мной владеет, но придет время, и я – овладею им!

Я имею право бояться и не бояться!».

Участники показывают свое отношение к прочитанному отрывку, обсуждают его.

Упражнение «Поля уверенности».

Ведущий: Каждый человек может вспомнить такое дело или занятие, которое получается у него легко, непринужденно, уверенно, в котором он чувствует себя королем или королевой. Эти занятия, дела, сферы деятельности называются полями уверенности. Когда человек находится в поле уверенности, он не испытывает страх, он уверен в себе и своих действиях, т.к. точно знает, что лучше него этого никто не сделает. Поля уверенности у всех разные: кто-то хорошо и быстро плавает, кто-то здорово играет  шахматы, а кто-то лучше всех рисует. Полей уверенности у кого-то может быть несколько, а у кого-то – только одно. А каковы ваши поля уверенности? Что у вас получается особенно хорошо? Участники отвечают на вопрос ведущего.

Упражнение «Это одно» (метод Колобка).

Ведущий: Кроме полей уверенности у любого человека так же есть и зоны неуверенности. Это те дела и занятия, которые мы боимся делать. Сейчас мы выполним упражнение, суть которого заключается в переходе с поля уверенности в зону страха, и переносе хорошего и уверенного настроя из одной ситуации в другую.

Давайте сядем удобно, закроем глазки и представим, что мы заняты делом, которое делаем лучше всех, которое нам нравится, представим это ярко, картинно, проживем и прочувствуем свое поле уверенности… Хорошо. А теперь мысленно скажем себе: я уверенно хожу И (выступаю, допустим) – ЭТО ОДНО. Я легко играю в шахматы И (разговариваю с учителем) – ЭТО ОДНО. Сейчас мы с вами «въезжаем» с поля уверенности в зону страха и наша вера в себя, наш позитивный настрой переносится туда вместе с нами. Мы перекатываемся с поля уверенности в зону страха, как Колобок, при этом оставаясь сильными и уверенными в своих силах… Хорошо. Теперь мысленно повторите тоже самое еще несколько раз, но уже сами, без меня. Каждый может вернуться в класс, когда ему этого захочется… Ну как, получилось? Что чувствовали во время выполнения упражнения?

«Что мы узнали сегодня, чему научились?» Каждый участник по очереди отвечает на следующие вопросы:

  • Что понравилось, что не понравилось в занятии?
  • Что важного для себя ты узнал сегодня, чему научился?
  • Было ли что-нибудь неожиданное для тебя на этом занятии?