Игры и упражнения на развитие взаимодействия учащихся в классе.

04.04.2023

Игры и упражнения на развитие взаимодействия учащихся в классе.

«День рождения» (сплочение группы, профилактика негативного отношение к друг другу.) Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

«Путаница» (поддержка группового единства, снятие напряжения.) Ход игры: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.

«Выдуй шарик из тарелки» (повышение уверенности, самооценки, контроль за своими действиями.) Ход игры: На тарелку кладут шарик от настольного тенниса. Двое детей садятся за стол друг против друга. По команде один, два, три они одновременно начинают дуть на шарик, стараясь сдуть его с тарелки. Выигрывает тот, кто выдул шарик первый. С победителем соревнуется следующий участник. Игра продолжается до полной победы одного из участников.

«Отгадай!» (игра на внимание) Ход игры: Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30-40 секунд водят по кругу вдоль сидящих. Наконец останавливают его возле одного из участников и кладут руку ему на плечо. Водящий, зная, кто где сидит, должен назвать его по имени.  

«Не звени тарелками» Ход игры: Ведущий: «Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его нельзя будить. А нужно положить одну на другую три-четыре тарелки». Из каждой команды выходят по одному игроку и выполняют задание, все остальные чутко прислушиваются, не нарушит ли кто-нибудь из них тишину. Соревнование можно повторить. Выигрывают те, кто произвел меньше шума.

«Зигзаг на доске» Ход игры: Ведущий рисует в своем блокноте несколько несложных ломаных линий из пяти-шести отрезков. Одну из них он, не торопясь, чертит на классной доске, а его помощник сразу стирает предыдущий отрезок линии, когда полностью начерчен следующий; наконец, стирает и самый последний. Играющие стараются запомнить всю линию (не делая никаких пометок). Трое желающих по памяти восстанавливают ее на доске. Ведущий сравнивает их чертежи со своей линией и оценивает ответы в зависимости от точности направления и величины отрезков. В таком же порядке вычерчиваются вторая и следующие линии, подготовленные ведущим к игре.  

«Близнецы» Ход игры: Две-три пары соревнующихся ребят становятся у трех столов, на каждом из которых  разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик, и т.п. Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию одной рукой, у каждого по одной свободной руки - левая и правая. По команде ведущего необходимо «близнецам» сделать быстро и ловко руками следующее: - развернуть газету полностью; зашнуровать ботинок; завинтить банку до упора; сложить вещички в коробку; развернуть ленточку; все предметы сложить на газету, газету аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой. Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у двух ребят, играющих в паре). Таким образом у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе «тремя» руками. Это не так-то просто. Необходимы согласованность действий, некая общая координация.  

«Быстро найди» Ход игры: Ведущий подбирает от десяти до пятнадцати крупных репродукций картин с понятным для детей содержанием, накрывает их газетой. Ребята разбиваются на три команды. Каждая команда по очереди называет какую-либо букву (кроме ъ, ь, ы, й), после чего ведущий берет в руки какую-либо репродукцию и показывает ее участникам игры. Тому, кто первый найдет на репродукции предмет, название которого начинается с названной буквы, начисляется очко. Затем называется другая буква и показывается другая репродукция. Побеждает команда, набравшая за десять-двенадцать минут больше очков.

«Через стекло» Ход игры: Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить и т.п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было. Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.  

«Счет» Ход игры: участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с места. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания: необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу, участники по команде ведущего должны сделать шаг вперёд

«Счет без троек» Ход игры: все по кругу начинают вслух считать - только на счет три, цифры кратные трем, содержащие в себе тройку - не говорятся вслух, а на них подпрыгивают. Если кто – то ошибся, то игра начинается заново.

«Чемодан» Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается возле каждого представителя группы и называет положительные качества, которые он хотел бы взять у него для себя.

Упражнение «Ассоциации»

Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в аудитории решают, кого из участников они задумывают. Затем водящего приглашают в аудиторию. Он задает опосредованные вопросы участникам: «Если бы этот человек был цветком, то каким?», «Если бы этот человек был фруктом, то каким?», «Если бы этот человек был предметом мебели, то каким?» и т. д. Тот, к кому обратился с вопросом водящий, отвечает ему, имея в виду загаданного участника группы. Водящий должен отгадать этого человека.

Упражнение «На спине» 

На спину каждому ученику прикрепляется карточка с названием какого-либо сказочного героя, известного литературного персонажа. Хозяин карточки не знает, что на ней написано, но он должен догадаться об этом, опираясь на помощь группы, в которой каждый показывает без слов каждому участнику, что написано у него на спине. 

Упражнение «Крокодил» 

Класс делится на 2 команды. Каждая команда загадывает несколько слов (по числу участников), которые сложно изобразить жестами. Затем первая команда вызывает игрока из второй команды и говорит ему на ухо загаданное слово. Это игрок должен показать это слово для своей команды жестами. Если команда затрудняется назвать слово, то у нее есть возможность задавать игроку вопросы, на которые он может отвечать только «да» или «нет». После того, как слово угадано, эта команда вызывает игрока из противоположной команды и называет ему свое слово.

Позже игра может быть усложнена: вместо одного слова можно загадывать словосочетание.

Упражнение «Часы»

Дети садятся в круг. Ребятам предлагается представить, что класс – это большие часы. Один ребенок – цифра 1 на циферблате, другой – цифра 2 , третий – 3. Все цифры распределяются по часовой стрелке между детьми  (может быть одна цифра на двоих детей). Ведущий сообщает детям время. Тот из детей, кому досталась цифра, на которой стоит часовая стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная стрелка, говорит «бом». Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например, ровно 12 часов, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

Упражнение «Секретный фарватер»

6 – 7 детей выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем, кроме первого завязывают глаза. Первый участник – рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены, минуя препятствия-мины без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины», чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движения предыдущего.

Упражнение можно усложнить, увеличив длину корабля и количество мин. Одновременно можно «пустить в плавание» несколько кораблей, требуется большое внимание, чтобы они не столкнулись.

Упражнение «Коллаж»

Каждому учащемуся предлагается сделать своему классу подарок, который был бы дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который можно наделить символическим содержанием. Например, шишка – чтобы не набить шишек по жизни.

Первый этап работы проходит индивидуально. Участники готовят свои подарки из любых подручных материалов (иллюстрации из журналов, природный материал).Затем в общем кругу каждый дарит свой подарок классу, комментируя его. В итоге на ватмане создается общегрупповой коллаж.