"Работа с высокомотивированными учащимися"

Система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

Система психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся.

Выявление, обучение и развитие личности  одаренных и высокомотивированных детей – первостепенная задача современной школы. Качественная система педагогического сопровождения способствует не только повышению уровня знаний талантливых школьников, но и способствует их интеллектуальному и личностному развитию, делая процесс обучения и воспитания эффективным и целенаправленным.

Предлагаемое пособие содержит методические материалы для качественной организации работы с одаренными и высокомотивированными учащимися, основной диагностический материал, а также варианты построения индивидуального образовательного маршрута.

Одаренность требует внимания и заботы, ее нужно «поливать», как растение. Если мы позволяем таланту приходить в упадок, то мы не только наносим вред ему, но приводим в упадок креативные элементы – в обществе, науке, искусстве…

 Э. Ландау «Одаренность требует мужества»

 

Считается, что одаренность определяется врожденными задатками, но развитие одаренности без внешних стимулов невозможно, так как одаренность вмещает в себя не только способность усваивать знания и умения, но и тесное взаимодействие с внешними условиями, создающими условия для развития и приумножения природных факторов одаренности.

Создание таких внешних условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одаренных детей является приоритетным направлением современной школы. У каждого заинтересованного учителя есть возможность вырастить гармоничного, реализовавшегося ребенка, определив для себя стратегию психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка.

Понимание того, что для качественного психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных учащихся необходима действенная система, которая позволит выстраивать процесс сотрудничества учителя и ученика без больших усилий.

В системе работы с одаренными и высокомотивированными детьми можно выделить несколько этапов:

  • 1 этап – диагностический – поиск мотивированных, способных, одаренных учащихся. Этот этап можно разбить на две части: определение заинтересованных учеников методом наблюдения и диагностика видов одаренности специальным тестовым инструментарием.
  • 2 этап – развитие познавательной деятельности учащихся. На этом этапе важно помнить, что именно уроки закладывают основы интереса к предметам. На данном этапе от учителя требуется проявить свое мастерство, увлечь оригинальностью, занимательностью, нестандартностью материала, чтобы интерес ученика не только пробудился, но и не угасал во время кропотливой работы над олимпиадным материалом.
  • 3 этап – разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных и высокомотивированных учащихся. Одаренные дети всегда ожидают чего-то нового, более сложного, и если их голод останется неутоленным, то они быстро потеряют интерес к предмету. Чтобы поддерживать и развивать интерес к изучению предмета, педагогу необходимо задуматься о разработке индивидуального образовательного маршрута для каждого одаренного ученика, а также принять на себя роль тьютора.
  • 4 этап – помощь в реализации и самореализации творческого потенциала учеников. В данном случае на помощь педагогу придут разнообразные формы классной и внеклассной работы, создание портфолио одаренного ученика, а также разнообразные формы поощрения учащихся.

Обучение умению владеть знаниями, применять их в нестандартных ситуациях, интерпретировать и выражать свое отношение к ним – вот ключевая цель в работе с одаренными и высокомотивированными учащимися.

Вместе с тем необходимо обозначить роль учителя в становлении одаренной личности ученика. Работа учителя со способным учеником – это длительный творческий процесс, который требует от педагога постоянного личностного и профессионального роста, соответствия быстро меняющимся требованиям времени, большой самоотдачи. Сложившаяся действенная система работы по сопровождению одаренного ученика – это признак высокой творческой активности педагога и осознания важности этой работы для будущего ребенка. Однако не каждый учитель, ответственный за работу со способными учениками, ставит под сомнение свою готовность к такой работе. Проследить свою теоретическую, практическую и личностную готовность способен любой учитель с помощью схемы. Данная модель факторов развития профессиональной компетентности педагога позволяет педагогу регулировать свою деятельность, ликвидировать пробелы в знаниях методики сопровождения одаренных детей. Приведенная ниже схема  поможет педагогам определить цель и задачи своей методической деятельности, а  также планировать работу по самообразованию и реализации собственного эффективного педагогического опыта.

При неформальном, творческом подходе к интерпретации изложенного здесь материала, работа с одаренными и высокомотивированными учениками должна дать положительные результаты.

 

Как распознать одаренность?

(диагностика одаренности)

 

В современной науке определения одаренности весьма условны, ими обозначают учащихся с необычно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развития научного таланта. Но поскольку речь идет о детях, то все эти характеристики имеют значение только чего-то предварительного, что и требует организации специальных условий их выявления для последующей педагогической работы.

Методы выявления одаренных детей можно представить в виде схемы:

 

Методы выявления одаренных детей

 

Наблюдение

 

Общение с родителями

 

Работа педагога-психолога: тестирование, анкетирование, беседа

Проведение олимпиад, предметных конкурсов,

научно-практических конференций

 

Однако следует помнить, что выявление одаренных детей – это продолжительный процесс, связанный не только с наблюдением и констатацией очевидных фактов, это процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Поэтому вместо одномоментного и кратковременного отбора способных школьников педагогу необходимо направить усилия на постепенный, поэтапный (см. схему) поиск таких детей в процессе их обучения и воспитания.

Всегда существует вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности школьника как с положительной стороны, так и с отрицательной: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, а низкие значения – не всегда показатель ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования, которое необходимо проводить совместно со специалистом-психологом, так как многие тесты на интеллектуальную одаренность имеют ряд узкоспециальных особенностей.  

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности школьника, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  • длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  • анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
  • использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;
  • подключение к оценке одаренного школьника экспертов: специалистов с высшей квалификацией в предметной области;
  • оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной среды с выстраиванием для данного учащегося индивидуального маршрута обучения).

Представленный в приложении диагностический материал позволит учителю-словеснику провести некоторые тесты самостоятельно и составить психологический портрет одаренного школьника (Приложение 2).

 

Обратите внимание!

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
  • Они остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.
  • Не могут четко развести реальность и фантазию.
  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые дети обожают несообразности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
  • Для одаренных детей зачастую характерны преувеличенные страхи.
  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

 

 

Организация работы с одаренными и высокомотивированными  учащимися

 

Учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы со способными школьниками. Однако отсутствие педагогической стратегии, системы в организации работы с учениками, несоблюдение принципов развивающего обучения существенно затрудняют процесс творческого взаимодействия учителя и ученика. При подготовке учащихся к олимпиадам учителю необходимо определиться со стратегией обучения выполнению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности. Рассмотрим краткие характеристики таких стратегий:

  1. Ускорение обучения

Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определенной категории учащихся, отличающихся разным темпом развития.

Оно связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания, того, чему учат. Многие способные школьники испытывают потребность в усвоении учебной программы. Имеются основания считать, что когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию. Быстрое схватывание, великолепное запоминание информации, сила обобщения, любознательность и независимость суждений под влиянием уже освоенной скучной учебной программы тратятся впустую. Примером ускоренной формы подготовки могут быть погружения, творческие мастерские, мастер-классы, интенсивные образовательные программы.

  1. Обогащение обучения

Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении  сохраняется у большинства современных специалистов.

«Горизонтальное» и «вертикальное» обогащение.

В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно. 
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

  1. Углубление. Такая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний. Это может быть класс с профильным обучением.
  2. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предметов.
  3. Индивидуализация обучения.  Система обучения одаренных и высокомотивированных школьников должна отличатся от системы обучения других детей в силу того, что круг интересов и потребностей одаренных детей всегда шире. Дополнительные занятия в рамках факультативов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. Этот принцип позволяет поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

Индивидуализировать процесс обучения возможно с помощью создания индивидуального образовательного маршрута, целью которого является формирование благоприятных условий обучения и создание психологически комфортной обстановки для успешного развития индивидуальности ребенка. Индивидуальный образовательный маршрут создается (планируется и реализуется) на основе наблюдений педагога и психологической диагностики (Приложение 2, 4).

Программа подготовки учащихся к предметным олимпиадам.

 

Подготовка к олимпиадам  может выстраиваться в двух формах обучения: первая форма построена на основе раздельного обучения олимпиадников (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по русскому языку во внеурочное время); вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных маршрутов, консультирования, тьюторства). Первую форму подготовки к олимпиадам можно дифференцировать как «внешнюю», вторую – как «внутреннюю».

Начать работу целесообразно с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. Учитель-предметник организует в начале учебного года анкетирование школьников с целью выявления детей, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.

  1. включать дополнительное изучение тем, разделов и актуальных проблем области научных знаний;
  2. использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем. Это позволит стимулировать стремление учащихся к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний;
  3. предлагать изучение нерешенных актуальных проблем науки, позволяющих учитывать склонность школьников к исследовательской деятельности, проблемности обучения, а также формировать умения к проведению исследовательской работы;
  4. учитывать личностные интересы учащихся и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим школьником;
  5. поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;
  6. обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, корректировки методики с учетом специфики индивидуальных особенностей учащихся;
  7. предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации;
  8. обучать школьников оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки рефлексии и публичного обсуждения результатов;
  9. развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого ученика.

 

Рекомендации по составлению олимпиадных заданий по русскому языку

 

Предметные олимпиады школьников являются в настоящее время одной из самых широко распространенных форм внеклассной и внешкольной работы, одним из видов дополнительного образования, а также являются важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов. Выполняя целый ряд функций (обучающую, интегративную, коммуникативную, мотивационную и др.), олимпиады способствуют формированию у детей навыков самостоятельной организации учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые положительные эмоции. В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности.

Выбор заданий должен быть нацелен на выявление творческих способностей школьников, их самостоятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Организация исследовательской деятельности.

 

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос.  Учебное исследование с точки зрения учащегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, самое важное, интересен и значим для самих исследователей. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Важным для будущих исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.

Принципы организации исследовательской деятельности

  1. Учащиеся сталкиваются с новыми (необычными, парадоксальными) явлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.
  2. Учащиеся самостоятельно постигают учебные понятия, а не получают их в готовом виде.
  3. При изучении учебного материала создаются ситуации, которые предоставляют учащимся возможность самостоятельно обнаруживать эти понятия и исследовать их на предлагаемых примерах.
  4. Для изучения правила учащихся следует ознакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем
  5. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он получил в ходе исследования.

Этапы организации исследовательской деятельности.

Этапы

Деятельность учащегося

Деятельность педагога

1.

Выбор научной проблемы и темы исследования

Оказание содействия в формулировании научной проблемы и темы исследования

2.

Определение цели, задач, объекта и предмета, гипотезы, методов (методики) исследования

Помощь в определении цели и задач, объекта и предмета исследования, обоснование гипотезы исследования. совместное обсуждение подобранных теоретических и эмпирических методов исследования.

3.

Сбор материала, литературы и наиболее полной информации, их систематизация.

Обучение приемам и способам систематизации информации, оказание помощи при анализе литературы и других источников.

4.

Обобщение и анализ полученных данных, формулирование конечных обобщающих выводов.

Формулирование выводов, обобщение полученных данных в виде таблиц, рисунков, схем, моделей.

5.

Подготовка результатов исследования в различных формах (научный отчет, научная статья, тезисы доклада на конференцию, проект, рекомендации, макет, видеоматериалы, компьютерная презентация).

Индивидуальное консультирование по подготовке заключительного представления результатов исследования.

6.

Защита результатов исследования и конечных авторских выводов с использованием презентации.

Помощь в подготовке доклада и презентации при защите результатов исследования.

 

Организация исследовательской деятельности рассматривается не только как одна из возможностей работы с одаренными и высокомотивированными учащимися, но как мощная инновационная образовательная технология, позволяющая организовать качественную работу по повышению мотивации и улучшению качества обучения всех групп учащихся.

 

Подготовка учащихся к олимпиадам – кропотливый, упорный совместный труд учителя и ученика. Современные требования к знаниям и умениям одаренных учащихся основаны на непрерывном повышении педагогического мастерства учителя. Только одаренный учитель может подготовить конкурентоспособного ученика, ориентирующегося в постоянно меняющихся нестандартных условиях, требующих больших интеллектуальных и эмоциональных затрат.

Цель данного методического пособия – определить приоритеты в совместной деятельности высоко мотивированного ученика и учителя для подготовки к олимпиадам и творческим конкурсам. Здесь рассмотрены основные моменты педагогической деятельности, вызывающие затруднения в процессе обучения, а также предложены модель факторов развития профессиональных компетенций педагога, схема самосовершенствования педагогов, примеры анкет для учеников на определение сферы интересов.

 

Модель факторов развития профессиональной компетентности педагога

 

Готовность учителя к работе с одаренными учениками

  • история подходов к пониманию одаренности;
  • концепции одаренности;
  • проблемы прогнозирования одаренности;
  • особенности развития одаренных детей;
  • возрастные проявления одаренности;
  • методы и особенности диагностики одаренности;
  • формы организации обучающей деятельности одаренных школьников;
  • требования  к

педагогам, работающим с одаренными школьниками;

  • условия взаимодействия с семьей одаренных учеников

 

  • использование приемов и методов развития способностей ученика;
  • принятие роли тьютора при работе с одаренными учениками;
  • умение создавать учебные планы, которые будут соответствовать потенциалу одаренного ученика;
  • подготовка творческих заданий;
  • использование вопросов открытого характера;
  • организация индивидуальных консультаций
  • умение внедрять индивидуальное обучение
  • мотивация к работе с одаренными учениками;
  • эмпатия;
  • позитивная «Я-концепция»;
  • активность, проявляющаяся через желание уделять больше внимания своему ученику;
  • склонность к самосовершенствованию;
  • высокий уровень интеллектуальных способностей;
  • креативность;
  • уважение, доверие к ребенку;
  • эрудиция;
  • терпение

Теоретический

компонент

Практический

компонент

Личностный

компонент

 

 

Схема самосовершенствования педагогов

Самосовершенствование

Цель: осознание необходимости повышения собственной профессиональной компетентности, повышение качества и эффективности деятельности педагога.

Задачи:

- мотивация педагога на повышение качества и эффективности деятельности;

- погружение педагога в единое образовательное пространство;

- стимулирование педагога к самоанализу, саморазвитию и самореализации.

Пути

Работа в методических объединениях и творческих группах

Исследовательская деятельность

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

Различные формы педагогической поддержки

Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях

Трансляция собственного педагогического опыта

Анализ собственного педагогического опыта, самокорректировка

Саморазвитие педагога

Эффективная педагогическая деятельность

Планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения)

 

 

Условия проведения психологической диагностики учащихся с признаками одаренности

Предполагается проводить эту работу в несколько этапов.

 

1 этап. Выявление детей с признаками одаренности

На этом этапе первичным источником информации служат родители, сверстники, учителя, другие специалисты образовательных учреждений, которые могут наблюдать деятельность детей и выделить среди них тех, кто отличается познавательной активностью, любознательностью, желанием выйти за пределы предложенного задания (ситуации) и/или решение его (её) необычным путем. Основной метод на этом этапе – наблюдение.

Характеристику учащегося дают также педагоги-предметники, родители и классный наставник. Они оценивают детей по следующим опросникам:

– Савенков А.И. Методика оценки общей одаренности;

– анкета Дж.Рензулли в адаптации Л.В.Поповой;

– Савенков А.И. Методика «Карта одаренности».

Ниже приводятся данные опросники.

I. Уровень сформированности свойств личности, характеризующих одаренность у наблюдаемого ребенка (Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе»).

Инструкция для родителя / педагога.

Внимательно изучите и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется не постоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг другу;

2 – более ярко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имеет).

Любознательность – познавательная потребность. Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более у него выражено стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать новые вопросы, в неугасающей исследовательской активности (желание исследовать строение предметов, растений, поведения людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию – способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решения задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении и стремлении строить сложные синтаксические конструкции,  в характерном придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность – способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически – способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) – способность и стремление упорно двигаться к намеченной  цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, не6смотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Качество

Отметка

1

Любознательность

 

2

Сверхчувствительность к проблемам

 

3

Способность к прогнозированию

 

4

Словарный запас

 

5

Способность к оценке

 

6

Изобретательность

 

7

Способность рассуждать и мыслить логически

 

8

Настойчивость

 

9

Перфекционизм

 

 

П. Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных детей. Дж.Рензулли и соавторы (1977г.) в адаптации Л.В.Поповой

Инструкция: эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

  1. Если вы никогда не наблюдаете этой характеристики.
  2. Если вы наблюдаете эту характеристику время от времени.
  3. Если  вы наблюдаете эту характеристику довольно часто.
  4. Если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала IПознавательные характеристики ученика.

1. Обладает необычно большим для этого возраста или класса запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглость и сложность.

1 2 3 4

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста).

1 2 3 4

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1 2 3 4

4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей.

1 2 3 4

5. Чуткий и сметливый наблюдатель обычно «видит больше» или «извлекает больше», чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.

1 2 3 4

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке

_ _ _ _

Умножьте на соответствующий коэффициент

1 2 3 4

_ _ _ _

Сложите полученные числа

Общий показатель __________

Шкала П. Мотивационные характеристики

1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремится к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).

1 2 3 4

2. Легко впадает в скуку от обычных заданий

1 2 3 4

3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью.

1 2 3 4

4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от учителя.

1 2 3 4

5. Имеет склонности организовывать людей, предметы, ситуацию.

1 2 3 4

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке

_ _ _ _

Умножьте на соответствующий коэффициент

1 2 3 4

_ _ _ _

Сложите полученные числа

Общий показатель __________

Шкала Ш. Лидерские характеристики.

1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает, и обычно делает это хорошо.

1 2 3 4

2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда ее/его просят показать свою работу классу.

1 2 3 4

3. Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно говорит.

1 2 3 4

4 Любит находиться с людьми, общителен/общительна и предпочитает не оставаться в одиночестве.

1 2 3 4

5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.

1 2 3 4

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке

_ _ _ _

Умножьте на соответствующий коэффициент

1 2 3 4

_ _ _ _

Сложите полученные числа

Общий показатель __________

Шкала IVТворческие характеристики.

1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо все вопросы.

1 2 3 4

2. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответ.

1 2 3 4

3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях; настойчив.

1 2 3 4

4. Любит рисковать; имеет склонность к приключениям.

1 2 3 4

5. Склонность к игре и идеям; фантазирует, придумывает  («Интересно, что будет, если…»); занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.

1 2 3 4

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.

1 2 3 4

7. Необычайно чувствителен/чувствительна к внутренним импульсам и более открыт/открыта к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоциональная чувствительность.

1 2 3 4

8. Чувствителен/чувствительна к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.

1 2 3 4

9. Не подвержен/а влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным/отличной от других.

1 2 3 4

10. Дает конструктивную критику; не склонен/не склонна принимать авторитеты без критического изучения.

1 2 3 4

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке

_ _ _ _

Умножьте на соответствующий коэффициент

1 2 3 4

_ _ _ _

Сложите полученные числа

Общий показатель _________

 

III. Методика «Карта одаренности» (Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе»)

Методика создана автором для родителей, возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. С помощью методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных  видов одаренности.

Инструкция.

Перед вами 80 вопросов, сгруппированных по десяти относительно самостоятельным  областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

«++» – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

«+» – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко,  в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«–» – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки заносите в лист ответов. Оценку по первому положению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во вторую и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10–15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно вычислить средние показатели,  что сделает результаты более  объективными.

Лист вопросов.

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать  абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает  неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё схватывает на лету.
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к  музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка. Нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею, делает несколько попыток при неудаче.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить.
  14. Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и  настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки  сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может устранить несложную поломку в бытовом приборе, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Не теряет уверенности  даже в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании  различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта  и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем -то умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет интонацию голоса и манеру говорить, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на  «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то есть должен бы  учиться в более старшем классе, чем учится реально.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для  изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве  детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях , всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по- разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Двигается легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и  чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-либо музыкальном инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) и в то же время не упускает  основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за пределы, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых  спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения. Работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, стараясь добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм  и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх(хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы не занимался (рисование, сочинение историй,  конструирование и др.), способен предложить  большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

38

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

 

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются).Результаты подсчетов запишите внизу под каждым столбиком. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  • интеллектуальная;
  • творческая;
  • академическая (научная);
  • художественно-изобразительная;
  • музыкальная;
  • литературная;
  • артистическая;
  • техническая;
  • лидерская;
  • спортивная.

Примерная анкета для определения интересов учащихся

 

  1. Хотели бы вы получать углубленные знания по данным предметам?

а) русский язык;

б) русская литература;

в) оба предмета.

  1. Интересно ли вам участвовать в интеллектуальных соревнованиях?

а) да;

б) нет;

в) хотелось бы попробовать.

  1.  Любите ли вы выполнять задания повышенной сложности, творческие задания?

а) да;

б) нет.

  1. Всегда ли справляетесь с заданиями повышенной сложности самостоятельно?

а) да;

б) нет.

  1. Хотели бы вы участвовать в работе олимпиадной группы?

а) да;

б) нет.

  1. Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по русскому языку и литературе?

а) да;

б) нет.

  1. Имеете ли вы опыт участия в других предметных олимпиадах?

а) да;

б) нет.

Рекомендации по подготовке к устному высказыванию

(для учеников)

 

Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи, подготовленной для достижения цели, многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным, т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.

Чтобы сделать речь эффективной и эффектной, необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами.

Во-первых, необходимо держать зрительный контакт. Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке. Такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора. Безусловно, не нужно и судорожно «бегать» глазами по присутствующим. Не нужно и выбирать одну «жертву» своего выступления, так как этому человеку будет некомфортно под вашим испепеляющим взглядом, а другие почувствуют себя лишними на этом выступлении.

Итак, выберите несколько своих «точек» опоры. Например, пусть это будет ваш учитель, одноклассник или директор школы Обращайтесь к ним по очереди, не забывая «скользить» взглядом по членам жюри, слушателям, гостям конференции. Безусловно, удобнее и спокойнее держать контакт с хорошо знакомым человеком, который будет подбадривать вас кивком или улыбкой, но и о других не забывайте.

Во-вторых, ведите себя естественно. Излишнее подергивание, посвистывание, резкие движения руками-ногами выдают неуверенность и волнение. Поэтому успокойтесь, глубоко вздохните, расслабьтесь, подумайте о чем-нибудь приятном. Умейте контролировать себя – это полезное качество не только при устном выступлении. Говорите спокойно и четко, дышите ровно – установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него.

Сделайте свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует вас как многостороннюю личность, отличного эрудита и блестящего оратора. Безусловно, у вас может быть обработанный до «блеска» конспект выступления, где указаны примеры, ключевые слова, важные замечания и другое, но это вовсе не значит, что шаг влево или шаг вправо – расстрел. Если вы чувствуете в себе уверенность говорить «свободно», то отрывайтесь от конспекта, не теряя при этом нить повествования, т.е. не уходя от плана высказывания. Поясняйте примеры, вспоминайте истории из жизни. Более разговорный тон сможет расположить к вам аудиторию и сделать атмосферу выступления более доверительной.

Запомните, что для живого общения нужна практика: если вы не чувствуете в себе уверенности говорить так, лучше не рискуйте – вернее, рискуйте, но не своим выступлением. Опытным «ораторам» же следует помнить, что нельзя скатываться до сленга и жаргона – все же границы следует уважать, а также необходимо помнить о временном регламенте: если у вас всего 5 минут на выступлении, вряд ли нужно вспоминать обо всех мелочах, даже если они и являются темой беседы.

В-третьих, держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным: активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада. Спокойное, «одинаковое» звучание усыпляет слушателя и, как следствие, снижает интерес к речи оратора.

Особенно важен этот совет при чтении  лирических произведений, где сам автор велел передать всю гамму выплеснутых на бумагу чувств.

Используя голосовой контакт, не забывайте, что не стоит пугать слушателей резкими вскрикиваниями, пусть они и подразумеваются автором. Выступление – не увеселительное мероприятие, поэтому будьте живым и позитивным, но меру все же знайте.

В-четвертых, следите за тем, чтобы ваша речь была ясной и интереснойИзбегайте слов-паразитов и неоправданных пауз. Наполненная нежелательными элементами речь подрывает ваш статус исследователя и оратора. Если у вас не получается «экспромтом» создать «кристальный» текст, тренируйтесь – читайте текст по нескольку раз, проговаривайте места, где особенно хочется вклинить ненужный звук или слово»; выступайте перед аудиторией, например, перед родителями или одноклассником, которые смогут отметить все недочеты выступления и помогут их устранить.

Помните, что ненужные слова и обороты отвлекают слушателей от сути излагаемого, что может «скомкать» даже неординарную мысль.

И, наконец, следите за тем, чтобы структура вашего высказывания была понятна не только вам, но и адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайте структуру своего выступления: заинтересуйте слушателя зачином, привлекая его внимание, последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозировано», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.

Закончив выступление, не расслабляйтесь на сто процентов. Как правило, вас ожидают еще вопросы аудитории. Не бойтесь дополнительных вопросов! Вы – автор своего проекта, поэтому можете излагать свою точку зрения на вопрос, по-своему его аргументировать. Если вам сложно отвечать «с ходу», заранее обговорите с научным руководителем или учителем возможные наиболее частые вопросы, отметьте сильные и слабые стороны своей работы и кратко обоснуйте свою позицию по каждому пункту.

 

Памятка для педагогов

 

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема отражает характерные черты проблемы.

Объект – это совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко и определенно точно. В смысловом отношении выражается то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования форместандартном виде.

 

 

Воспитание и развитие высокомотивированных обучающихся является комплексным в процессе образования. В понятие комплексности входят: отношение законных представителей к процессу обучения, отношение самого обучающегося к процессу обучения и его способности, педагогический подход в работе с обучающимися. Эта система взаимодействия должна осуществляться с момента поступления ребенка в школу и выявления его способностей. К окончанию начальной школы предполагается углубленное изучение предметов, в которых обучающийся проявил способности.

В 2020\2021 учебном году выявлено 79 высокомотивированных учащихся, которые преуспели в различных предметах: математике, русском языке и литературе, белорусском языке и литературе, биологии, географии, обществоведении, трудовом обучении, физической культуре  и спорте.

При воспитании и обучении высокомотивированных детей следует учитывать, что ребенок может быть увлечен своим любимым занятием дольше обычного, поэтому следует проявлять гибкость; при вовлечении обучающегося в общественную жизнь класса следует делать упор на социальное развитие. Мной проводилось индивидуальное консультирование, тренинги, профилактические и просветительские мероприятия, работа с законными представителями, занятия по активизации мозговой и волевой деятельности, организация занятий по обретению умения выступать перед публикой, активизации восприятия, проводилась работа с педагогами, работающими в этом направлении.