Страничка учителя-дефектолога

Консультация для родителей.

 

1. Для чего нужны занятия с логопедом?

Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка.

  Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе.

  Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.

 У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.

  Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдёт в привычку.

Если ребёнок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.

2. Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:

Изучение иностранных языков.

Норма в чужом языке может быть дефектом в своем:

1)  межзубное произношение свистящих звуков - норма для английского языка;

2)  грассирующее"Р"- норма во французском;

3)  вибрация всей нёбной занавески - норма в немецком.

Но все это будут дефекты для русского языка!!!

Обучение чтению.

Если ребёнок произнесёт какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой, то когда он научиться говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребёнка к этому времени сформировался условный рефлекс "звук - буква"

3. Что делать дома?

Предлагаю вам потренироваться с ребёнком:

Дыхание: тренируем силу и длительность выдоха:

- пускать мыльные пузыри через соломинку;

- надувать воздушные шарики;

- надувать надувные игрушки, круги, мячи;

- играть на музыкальных игрушках: дудочках, флейтах, губных гармошках.

Развитие мелкой моторики:

- самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

- собирать, перебирать крупы;

- выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;

- играть с глиной и песком;

- играть с мячиками (бросать, ловить, бить в цель);

- собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

- лепить из пластилина, пластика, теста.

Развитие мышц речевого аппарата (неспецифическое)

- жевать мясо (а не только сосиски и котлеты), сырые овощи (редис, морковь, репа, турнепс);

- лизать языком с блюдца варенье, сметану, эскимо, йогурт, - для распластывания языка;

- чистить зубы (и десны)- это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;

- полоскать рот;

- жевать боковыми зубами;

- сосать сухарики из хлеба, булки (соленые).

             



Пять простых советов логопеда родителям.

1. Начнём с вас.

Даже если вы молчаливы от природы- всё равно говорите с малышом.

Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что

происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!

2. Встреча взглядов.

Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы

он видел вашу артикуляцию.

3. Говорите чётко.

Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.

Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падаетъ .логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

4. То же, но по-разному.

Повторяйте помногу раз одно и тоже слово, да и фразу: но в этом случае - меняя

порядок слов («Папа пришёл, пришёл наш папа», «Мячик упал, упал мячик, упал»).

Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.

Если вы хотите, чтобы ребёнок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь

употреблять его в разных контекстах и не единожды.

5. Но: не переусердствуйте.

Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя

ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.



ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому

недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть

сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать

многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет

научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и

упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться

говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть

свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут

уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но

вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту»

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым –

научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и

грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Артикуляционная  гимнастика для малышей

"Окошко"

 широко открыть рот — "жарко"

 закрыть рот — "холодно"

"Чистим, зубки"

 улыбнуться, открыть рот

 кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Месим тесто"

 улыбнуться

 пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."

 покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

"Чашечка"

 улыбнуться

 широко открыть рот

 высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

"Дудочка"

 с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

"Заборчик"

 улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

"Маляр"

 губы в улыбке

 приоткрыть рот

 кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

"Грибочек"

 улыбнуться

 поцокать языком, будто едешь на лошадке

 прикососать широкий язык к нёбу

"Киска"

 губы в улыбке, рот открыт

 кончик языка упирается в нижние зубы

 выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

"Поймаем мышку"

 губы в улыбке

 приоткрыть рот

 произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

"Лошадка"

 вытянуть губы

 приоткрыть рот

 процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

"Пароход гудит"

 губы в улыбке

 открыть рот

 с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

"Слоник пьёт"

 вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"

 "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

"Индюки болтают"

 языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

"Орешки"

 рот закрыт

 кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки

 на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

"Качели"

 улыбнуться

 открыть рот

 кончик языка за верхние зубы

 кончик языка за нижние зубы

"Часики"

 улыбнуться, открыть рот

 кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

"Блинчик"

 улыбнуться

 приоткрыть рот

 положить широкий язык на нижнюю губу

"Вкусное варенье"

 улыбнуться

 открыть рот

 широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

"Шарик"

 надуть щёки

 сдуть щёки

"Гармошка"

 улыбнуться

 сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)

 не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

"Барабанщик"

 улыбнуться

 открыть рот

 кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

"Парашютик"

 на кончик носа положить ватку

 широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

"Загнать мяч в ворота"

 "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

 дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)