План реализации республиканского проекта «Родительский университет»
Проект "Родительский университет"
Проект «Родительский университет»
Актуальной формой организации работы с родителями в 2023/2024 учебном году в учреждениях общего среднего образования становится реализация проекта «Родительский университет». Назначение Родительских университетов — психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. Авторы: Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент; Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ Рецензенты: кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук); директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 153 г. Минска» М.И. Полещук
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного
учреждения образования
«Островенская средняя школа
Бешенковичского района имени
К.А.Абазовского»
____________Е.А.Головенко
План реализации мероприятий проекта
«Родительский университет» на 2023/2024 учебный год
Тема |
Участ-ники |
Сроки проведе-ния |
Форма проведения |
Ответственные |
I СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК» (для родителей учащихся I-IV классов) |
||||
Физическая, психологическая и социальная адаптация первоклассников к обучению в школе |
I |
Октябрь |
лекция |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Главные правила здорового образа жизни |
II |
лекция |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Драчливость. Четыре шага к избавлению от драчливости |
III |
практикум |
Кл. руководители |
|
Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения младших подростков |
IV |
беседа |
Кл. руководители, Вирная А.Д. |
|
Причины агрессивности детей |
I-II |
Декабрь |
беседа |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Наказание и поощрение в семье |
III |
беседа |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Безопасность детей в сети |
IV |
практикум |
Кл. руководители |
|
Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
I |
Март |
семинар |
Кл. руководители |
Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
II-III |
лекция |
Кл. руководители, Вирная А.Д. |
|
Формирование самооценки и навыков самоконтроля у младших школьников |
IV |
круглый стол |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Отношения в семье как основа взаимопонимания |
I-II |
Май |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Как с пользой и удовольствием повторить школьные предметы на каникулах |
III-IV |
практикум |
Кл. руководители |
|
ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК» (для родителей учащихся V-IX классов) |
||||
Адаптация ребенка в новой среде |
V |
Октябрь |
лекция |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Воспитание ребенка лидером |
VI |
семинар |
Кл. руководители |
|
Профилактика правонарушений среди подростков |
VII |
беседа |
Кл. руководители, Вирная А.Д. |
|
Как повысить учебную мотивацию подростков |
VIII-X |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Проблемы нравственного воспитания детей в семье |
V-VI |
Декабрь |
беседа |
Кл. руководители, Вирная А.Д. |
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей |
VII |
круглый стол |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Как уберечь подростка от насилия |
VIII |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Как помочь подростку победить стресс |
IX |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Ребенок среди сверстников |
V |
Март |
круглый стол |
Кл. руководители |
Культура поведения родителей при возникновении школьных конфликтов |
VI-VII |
беседа |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Жизненные цели подростков |
VIII-IX |
лекция |
Кл. руководители |
|
Как сохранить свой авторитет, когда ребёнок начинает взрослеть? |
V |
Май |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Безопасность подростков в сети Интернет |
VI |
круглый стол |
Кл. руководители |
|
Профилактика проблемного поведения подростков |
VII-VIII |
беседа |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Помощь в подготовке к экзаменам – правила для родителей выпускников |
IX |
семинар-практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК - СТАРШЕКЛАССНИК» (для родителей учащихся X-XI классов) |
||||
Проблема общения со сверстниками у подростков |
X |
Октябрь |
беседа |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
XI |
консультация |
Кл. руководители, Вирная А.Д. |
|
Стресс в жизни человека. Способы снятия напряжения |
X-XI |
Декабрь |
лекция |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Влияние родительских установок на выбор профессии |
X |
Март |
беседа |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении |
XI |
обзорная лекция |
Кл. руководители |
|
Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать |
X |
Май |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Профилактика экзаменационного стресса |
XI |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Составила
педагог-психолог Е.К.Никонова
педагог социальный А.Д.Вирная
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
_________ Е.Н. Потапенко
31 августа 2023
Проект "Родительский университет"
Проект «Родительский университет»
Актуальной формой организации работы с родителями в 2023/2024 учебном году в учреждениях общего среднего образования становится реализация проекта «Родительский университет». Назначение Родительских университетов — психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. Авторы: Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент; Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ Рецензенты: кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук); директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 153 г. Минска» М.И. Полещук
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного
учреждения образования
«Островенская средняя школа
Бешенковичского района
имениК.А.Абазовского»
____________Е.А.Головенко
План реализации мероприятий проекта
«Родительский университет» на 2023/2024 учебный год
Тема |
Участ-ники |
Сроки проведе-ния |
Форма проведения |
Ответственные |
I СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК» (для родителей учащихся I-IV классов) |
||||
Физическая, психологическая и социальная адаптация первоклассников к обучению в школе |
I |
Октябрь |
лекция |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Главные правила здорового образа жизни |
II |
лекция |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Драчливость. Четыре шага к избавлению от драчливости |
III |
практикум |
Кл. руководители |
|
Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения младших подростков |
IV |
беседа |
Кл. руководители, Вирная А.Д. |
|
Причины агрессивности детей |
I-II |
Декабрь |
беседа |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Наказание и поощрение в семье |
III |
беседа |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Безопасность детей в сети |
IV |
практикум |
Кл. руководители |
|
Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
I |
Март |
семинар |
Кл. руководители |
Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
II-III |
лекция |
Кл. руководители, Вирная А.Д. |
|
Формирование самооценки и навыков самоконтроля у младших школьников |
IV |
круглый стол |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Отношения в семье как основа взаимопонимания |
I-II |
Май |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Как с пользой и удовольствием повторить школьные предметы на каникулах |
III-IV |
практикум |
Кл. руководители |
|
ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК» (для родителей учащихся V-IX классов) |
||||
Адаптация ребенка в новой среде |
V |
Октябрь |
лекция |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Воспитание ребенка лидером |
VI |
семинар |
Кл. руководители |
|
Профилактика правонарушений среди подростков |
VII |
беседа |
Кл. руководители, Вирная А.Д. |
|
Как повысить учебную мотивацию подростков |
VIII-IX |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Проблемы нравственного воспитания детей в семье |
V-VI |
Декабрь |
беседа |
Кл. руководители, Вирная А.Д. |
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей |
VII |
круглый стол |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Как уберечь подростка от насилия |
VIII |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Как помочь подростку победить стресс |
IX |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Ребенок среди сверстников |
V |
Март |
круглый стол |
Кл. руководители |
Культура поведения родителей при возникновении школьных конфликтов |
VI-VII |
беседа |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Жизненные цели подростков |
VIII-IX |
лекция |
Кл. руководители |
|
Как сохранить свой авторитет, когда ребёнок начинает взрослеть? |
V |
Май |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Безопасность подростков в сети Интернет |
VI |
круглый стол |
Кл. руководители |
|
Профилактика проблемного поведения подростков |
VII-VIII |
беседа |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
Помощь в подготовке к экзаменам – правила для родителей выпускников |
IX |
семинар-практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
|
ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК - СТАРШЕКЛАССНИК» (для родителей учащихся X-XI классов) |
||||
Проблема общения со сверстниками у подростков |
X |
Октябрь |
беседа |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
XI |
консультация |
Кл. руководители, Вирная А.Д. |
|
Стресс в жизни человека. Способы снятия напряжения |
X-XI |
Декабрь |
лекция |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Влияние родительских установок на выбор профессии |
X |
Март |
беседа |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении |
XI |
обзорная лекция |
Кл. руководители |
|
Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать |
X |
Май |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Профилактика экзаменационного стресса |
XI |
практикум |
Кл. руководители, Никонова Е.К. |
Составила
педагог-психолог Е.К.Никонова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
_________ Е.Н. Потапенко
31 августа 2023