План реализации республиканского проекта «Родительский университет»

                                        

 

Проект "Родительский университет"

Проект «Родительский университет»

Актуальной формой организации работы с родителями в 2023/2024 учебном году в учреждениях общего среднего образования становится реализация проекта «Родительский университет». Назначение Родительских университетов — психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы. 

Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. Авторы: Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент; Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ Рецензенты: кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук); директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 153 г. Минска» М.И. Полещук

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

 

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       УТВЕРЖДАЮ

 Директор государственного

      учреждения образования

                                                                   «Островенская средняя школа

Бешенковичского района имени

К.А.Абазовского»

                                                                   ____________Е.А.Головенко

 

План реализации мероприятий проекта 

«Родительский университет» на 2023/2024 учебный год

 

Тема

Участ-ники 

Сроки

проведе-ния

Форма проведения

Ответственные

I СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК» 

(для родителей учащихся I-IV классов)

Физическая, психологическая и социальная адаптация первоклассников к обучению в школе

I

Октябрь

лекция 

Кл. руководители, Никонова Е.К.

Главные правила здорового образа жизни

II

лекция

Кл. руководители, Никонова Е.К.

Драчливость. Четыре шага к избавлению от драчливости

III

практикум 

Кл. руководители

Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения младших подростков

IV

беседа

Кл. руководители, 

Вирная А.Д.

Причины агрессивности детей

I-II

Декабрь

беседа

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Наказание и поощрение в семье

III

беседа

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Безопасность детей в сети

IV

практикум

Кл. руководители

Воспитание 

самостоятельности и 

организованности у 

первоклассника

I

Март

семинар

Кл. руководители

Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

II-III

лекция

Кл. руководители, 

Вирная А.Д.

Формирование самооценки и навыков самоконтроля у младших школьников

IV

круглый стол

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Отношения в семье как основа взаимопонимания

I-II

Май

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Как с пользой и удовольствием повторить школьные предметы на каникулах 

III-IV

практикум

Кл. руководители

ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК» (для родителей учащихся V-IX классов)

Адаптация ребенка в новой среде

V

Октябрь

лекция

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Воспитание ребенка лидером

VI

семинар

Кл. руководители

Профилактика правонарушений среди подростков

VII

беседа 

Кл. руководители, 

Вирная А.Д.

Как повысить учебную мотивацию подростков

VIII-X

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Проблемы нравственного 

воспитания детей в семье

V-VI

Декабрь

беседа

Кл. руководители, 

Вирная А.Д.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей

VII

круглый стол

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Как уберечь подростка от насилия

VIII

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Как помочь подростку победить стресс

IX

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Ребенок среди сверстников

V

Март

круглый стол

Кл. руководители

Культура поведения родителей при возникновении школьных конфликтов

VI-VII

беседа

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Жизненные цели подростков

VIII-IX

лекция

Кл. руководители

Как сохранить свой авторитет, когда ребёнок начинает взрослеть?

V

Май

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Безопасность 

подростков в сети Интернет

VI

круглый стол

Кл. руководители

Профилактика 

проблемного поведения

подростков

VII-VIII

беседа

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Помощь в подготовке к экзаменам – правила для родителей выпускников

IX

семинар-практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК - СТАРШЕКЛАССНИК» (для родителей учащихся X-XI классов)

Проблема общения со сверстниками у подростков

X

Октябрь

беседа

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

XI

консультация

Кл. руководители, 

Вирная А.Д.

Стресс в жизни человека. Способы снятия напряжения  

X-XI

Декабрь

лекция

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Влияние родительских установок на выбор профессии

X

Март

беседа

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении

XI

обзорная лекция

Кл. руководители

Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать

X

Май

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Профилактика экзаменационного стресса

XI

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

 

Составила

педагог-психолог                                                     Е.К.Никонова

педагог социальный                                                  А.Д.Вирная                                            

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по воспитательной работе

_________ Е.Н. Потапенко

31 августа  2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

Проект "Родительский университет"

Проект «Родительский университет»

Актуальной формой организации работы с родителями в 2023/2024 учебном году в учреждениях общего среднего образования становится реализация проекта «Родительский университет». Назначение Родительских университетов — психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы. 

Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. Авторы: Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент; Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ Рецензенты: кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук); директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 153 г. Минска» М.И. Полещук

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

 

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

   УТВЕРЖДАЮ

                        Директор государственного

                   учреждения образования

                          «Островенская средняя школа

                    Бешенковичского района

                  имениК.А.Абазовского»

                            ____________Е.А.Головенко

 

План реализации мероприятий проекта 

«Родительский университет» на 2023/2024 учебный год

 

Тема

Участ-ники 

Сроки

проведе-ния

Форма проведения

Ответственные

I СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК» 

(для родителей учащихся I-IV классов)

Физическая, психологическая и социальная адаптация первоклассников к обучению в школе

I

Октябрь

лекция 

Кл. руководители, Никонова Е.К.

Главные правила здорового образа жизни

II

лекция

Кл. руководители, Никонова Е.К.

Драчливость. Четыре шага к избавлению от драчливости

III

практикум 

Кл. руководители

Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения младших подростков

IV

беседа

Кл. руководители, 

Вирная А.Д.

Причины агрессивности детей

I-II

Декабрь

беседа

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Наказание и поощрение в семье

III

беседа

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Безопасность детей в сети

IV

практикум

Кл. руководители

Воспитание 

самостоятельности и 

организованности у 

первоклассника

I

Март

семинар

Кл. руководители

Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

II-III

лекция

Кл. руководители, 

Вирная А.Д.

Формирование самооценки и навыков самоконтроля у младших школьников

IV

круглый стол

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Отношения в семье как основа взаимопонимания

I-II

Май

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Как с пользой и удовольствием повторить школьные предметы на каникулах 

III-IV

практикум

Кл. руководители

ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК» (для родителей учащихся V-IX классов)

Адаптация ребенка в новой среде

V

Октябрь

лекция

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Воспитание ребенка лидером

VI

семинар

Кл. руководители

Профилактика правонарушений среди подростков

VII

беседа 

Кл. руководители, 

Вирная А.Д.

Как повысить учебную мотивацию подростков

VIII-IX

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Проблемы нравственного 

воспитания детей в семье

V-VI

Декабрь

беседа

Кл. руководители, 

Вирная А.Д.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей

VII

круглый стол

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Как уберечь подростка от насилия

VIII

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Как помочь подростку победить стресс

IX

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Ребенок среди сверстников

V

Март

круглый стол

Кл. руководители

Культура поведения родителей при возникновении школьных конфликтов

VI-VII

беседа

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Жизненные цели подростков

VIII-IX

лекция

Кл. руководители

Как сохранить свой авторитет, когда ребёнок начинает взрослеть?

V

Май

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Безопасность 

подростков в сети Интернет

VI

круглый стол

Кл. руководители

Профилактика 

проблемного поведения

подростков

VII-VIII

беседа

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Помощь в подготовке к экзаменам – правила для родителей выпускников

IX

семинар-практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК - СТАРШЕКЛАССНИК» (для родителей учащихся X-XI классов)

Проблема общения со сверстниками у подростков

X

Октябрь

беседа

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

XI

консультация

Кл. руководители, 

Вирная А.Д.

Стресс в жизни человека. Способы снятия напряжения  

X-XI

Декабрь

лекция

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Влияние родительских установок на выбор профессии

X

Март

беседа

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении

XI

обзорная лекция

Кл. руководители

Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать

X

Май

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

Профилактика экзаменационного стресса

XI

практикум

Кл. руководители, 

Никонова Е.К.

 

Составила

педагог-психолог                                                     Е.К.Никонова

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по воспитательной работе

_________ Е.Н. Потапенко

31 августа  2023